В прошлом многие удильщики при ловле сомов применяли квок, пожалуй, самый оригинальный способ ловли. Квок — инструмент, используемый как звуковая приманка. Используя его, получают своебразный звук, который распространяется в воде. Рыболов в это время находится в лодке. Сом, привлеченный звуком, всплывает, встречает насадку и заглатывает ее. Способ этот исконно русский, старинный, но сохранившийся лишь в некоторых районах юга страны.
Изготовление Квока
Существуют различные мнения об изготовлении квока, т. е. форме и материале, из которого его можно сделать.
Раньше квок делали из сучка яблони, груши, вяза или клена, т.е. целиковый, имеющий в рабочей части углубление, благодаря чему он становился похож на копытце. Нижняя поверхность квока обязательно должна быть хорошо обработана, особенно тщательно полируется выемка. Один из вариантов квока изображен на рис. 268.
Обычно используют такой квок следующим образом. Берут его в правую руку, левая держит снасть. При этом изогнутый конец квока должен быть обращен вперед, им ударяют по воде три-четыре раза с интервалами в 3 — 4 секунды и с последующей паузой в 1 — 1,5 минуты, затем вновь повторяют серию ударов и так далее до поклевки. Этот прием только для начинающих. Кто его уже освоил, может применять следующий способ «квочиния».
Рис. 268. Квок: а — вид сбоку; б — вид спереди; в — углубление в рабочей части
Рис. 269. Квок с «пятачком» (а), крючок (б)
Удар квоком направляют спереди назад, ори этом его заглубляют на несколько сантиметров. При ударе верхняя часть руки — предплечье остается почти неподвижной, рука вначале быстро движется вниз в локтевом сгибе и по достижении копытцем воды движения усиливаются и направляются вдоль поверхности воды кистью руки, причем квок с большой быстротой выносят из воды уже сзади, пройдя под водой 35 — 40 см. Звук производится сотрясением воздуха, стремящегося в пустоту, которую оставляет за собой копытце. Так делают два-три удара с интервалом между ними в 4 секунды, затем — пауза в полторы минуты. Или обходятся без паузы, но удары наносят с интервалом в 20—30 секунд. Делать частые и беспорядочные удары не рекомендуется: можно отпугнуть сома.
Некоторые рыболовы считают, что квок, имеющий в рабочей части углубление, дает слабый «шлепающий» звук. Уловистость с такими квоками плохая, сом ловится изредка в часы сильного жора.
Лучшим считается квок с «пятачком» на конце, т. е. с ровным срезом (рис. 269). Таким квоком труднее научиться издавать нужный звук, но зато он дает прекрасные результаты. После отделки квок покры вают олифой или нитролаком. Квочиние таким «инструментом» производят несколько по-другому.
В лодке необходимо сесть на кормовое сиденье, взять квок за рукоятку плоской стороной «пятачка» к себе, вынести руку с квоком вперед, удерживая «пятачок» в 20—30 см от поверхности воды. Затем резким движением погрузить рабочую часть квока на 5 — 10 см в воду и, не прерывая движения, еще резче, почти рывком, провести его к себе вдоль борта лодки так, чтобы сзади него образовался воздушный пузырь, а затем так же резко вывести «пятачок» из воды. Образовавшийся воздушный пузырь, лопаясь, издает нужный нам звук. Сила и четкость его зависят от резкости проводки инструмента в воде, от угла, под которым погрузился «пятачок» в воду, и от резкости извлечения его из воды. Чем меньше «пятачок», тем чище и резче звук, но квочить им труднее.
Если вначале не будет получаться нужного постоянного звука, надо постараться менять угол ввода рабочей части квока в воду, резкость проводки его в воде и особо обратить внимание на момент извлечения «пятачка» из воды.
Можно изготовить квок и не целиковый, а состоящий из трех частей: ручки, ножа, «пятачка». Ручку и нож делают из любого дерева, удобного в обработке, а «пятачок» — из эпоксидной смолы (рис. 270).
Для ножа берут пластинку длиной 280, шириной 25 и толщиной 5 миллиметров. В ручке, вырезанной по указанным размерам (они могут быть изменены «под руку»), пропиливают паз, в который на клее под соответствующим углом вставляют нож. Можно обмотать ручку и место соединения синей изоляционной лентой. После этого на конце ножа из пластилина делается форма для «пятачка», квок устанавливают так, чтобы ручка была вертикальна, и в форму гобой различаются... В связи с этим считается, что квок основан на имитации звуков захвата сомом пищи и оказывает свое действие как внутривидовой сигнал о наличии пищи» («Биоакустика рыб», заливают эпоксидную смолу (можно использовать и протокрил или другой твердеющий материал). Когда смола затвердеет, пластилин убирают, «пятачок» и нож обрабатывают. Необходимым условием является наличие острой кромки у «пятачка». Ножу необходимо придать обтекаемую форму и отшлифовать. Хорошо квок сделать ненамокаемым, например пропитать олифой, покрыть лаком. Хотя это необязательно.
Удар квоком направляют спереди назад, ори этом его заглубляют на несколько сантиметров. При ударе верхняя часть руки — предплечье остается почти неподвижной, рука вначале быстро движется вниз в локтевом сгибе и по достижении копытцем воды движения усиливаются и направляются вдоль поверхности воды кистью руки, причем квок с большой быстротой выносят из воды уже сзади, пройдя под водой 35 — 40 см. Звук производится сотрясением воздуха, стремящегося в пустоту, которую оставляет за собой копытце. Так делают два-три удара с интервалом между ними в 4 секунды, затем — пауза в полторы минуты. Или обходятся без паузы, но удары наносят с интервалом в 20—30 секунд. Делать частые и беспорядочные удары не рекомендуется: можно отпугнуть сома.
Некоторые рыболовы считают, что квок, имеющий в рабочей части углубление, дает слабый «шлепающий» звук. Уловистость с такими квоками плохая, сом ловится изредка в часы сильного жора.
Лучшим считается квок с «пятачком» на конце, т. е. с ровным срезом (рис. 269). Таким квоком труднее научиться издавать нужный звук, но зато он дает прекрасные результаты. После отделки квок покры вают олифой или нитролаком. Квочиние таким «инструментом» производят несколько по-другому.
В лодке необходимо сесть на кормовое сиденье, взять квок за рукоятку плоской стороной «пятачка» к себе, вынести руку с квоком вперед, удерживая «пятачок» в 20—30 см от поверхности воды. Затем резким движением погрузить рабочую часть квока на 5 — 10 см в воду и, не прерывая движения, еще резче, почти рывком, провести его к себе вдоль борта лодки так, чтобы сзади него образовался воздушный пузырь, а затем так же резко вывести «пятачок» из воды. Образовавшийся воздушный пузырь, лопаясь, издает нужный нам звук. Сила и четкость его зависят от резкости проводки инструмента в воде, от угла, под которым погрузился «пятачок» в воду, и от резкости извлечения его из воды. Чем меньше «пятачок», тем чище и резче звук, но квочить им труднее.
Если вначале не будет получаться нужного постоянного звука, надо постараться менять угол ввода рабочей части квока в воду, резкость проводки его в воде и особо обратить внимание на момент извлечения «пятачка» из воды.
Можно изготовить квок и не целиковый, а состоящий из трех частей: ручки, ножа, «пятачка». Ручку и нож делают из любого дерева, удобного в обработке, а «пятачок» — из эпоксидной смолы (рис. 270).
Для ножа берут пластинку длиной 280, шириной 25 и толщиной 5 миллиметров. В ручке, вырезанной по указанным размерам (они могут быть изменены «под руку»), пропиливают паз, в который на клее под соответствующим углом вставляют нож. Можно обмотать ручку и место соединения синей изоляционной лентой. После этого на конце ножа из пластилина делается форма для «пятачка», квок устанавливают так, чтобы ручка была вертикальна, и в форму гобой различаются... В связи с этим считается, что квок основан на имитации звуков захвата сомом пищи и оказывает свое действие как внутривидовой сигнал о наличии пищи» («Биоакустика рыб», заливают эпоксидную смолу (можно использовать и протокрил или другой твердеющий материал). Когда смола затвердеет, пластилин убирают, «пятачок» и нож обрабатывают. Необходимым условием является наличие острой кромки у «пятачка». Ножу необходимо придать обтекаемую форму и отшлифовать. Хорошо квок сделать ненамокаемым, например пропитать олифой, покрыть лаком. Хотя это необязательно.
Рис. 270. Квок: 1—ручка; 2—нож; 3—«пятачок»
Из дерева можно выполнить и «пятачок», приклеивая его водостойким клеем, предварительно проделав паз, в который, как шип, вставляется нож. Нож и «пятачок» могут быть из металла, их можно склепывать, паять, сваривать.
Считалось, что квок издает звуки, которые отдаленно напомним-ют лягушачье кваканье.
Ихтиологи записали звук квока с-помощью, аппаратуры, а затем расшифровали. Оказалось, что звуки квока грубо имитируют звуки захвата сомом пищи. Звуки же кваканья лягушек, которые очень похожи на звуки квока в воздухе на слух, в воде сильно между собой различаются. В связи с этим считается, что квок основан на имитации звуков захвата сомом пищи и оказывает свое действие ка внутривидовой сигнал о наличии пищи.
Рис. 271. Схема движения квока: 1—исходная позиция; 2—положение, при котором с поворотом плеча движение ускоряется; 3-ручка квока принимает горизонтальное положение;.4— последняя стадия движения квока, когда «пятачок» выходит из воды
Механизм возникновения звука следующий. Двигаясь в воде, «пятачок» играет роль кавитатора. Это означает, что при движении в воде за ним возникает газовый пузырь — каверна (аналогично тому, если в воде быстро провести руку). Когда «пятачок» выходит из воды, каверна, сообщаясь с атмосферой, лопается за счет выталкивающих сил воды и создает в воздухе и в воде акустическую волну.
Чтобы максимально помочь при освоении этого спосора ловли, можно схематично изобразить движения квока, однако необходимо иметь в виду, что схема имеет определенную степень условности и в первую очередь передает характер процесса (рис. 271).
Квок берут в руку таким образом, чтобы его ручка составляла с предплечьем угол в 45—50°. Исходная позиция — положение 1 на рис. 271. Затем руку разгибают (плечо пока неподвижно) и квок входит в воду.. Делается это не очень резко, но решительно. От положения 2 плечо начинает поворачиваться, движение ускоряется и, наконец, ручка квока принимает горизонтальное положение 3. В этот момент начинает работать кисть, которая резко поворачивается, способствуя быстрому выходу «пятачка» из воды. Положение 4 — конечное (если бы не было поворота кисти, квок занял бы положение, показанное штриховой линией).
Выработав элементарные навыки, технику можно разнообразить. Если плечо остается неподвижным и работает в основном кисть, звук получается звонче. При размашистом и углубленном движении он глуше. Так что пользуясь даже одним квоком, можно в некоторых пределах .варьировать высоту звука. Но в наибольшей степени она зависит от площади «пятачка». Какой высоты звук для сома более привлекателен, можно узнать только практически. Опытные рыболовы, использующие квок, обычно делают несколько квоков и, опробовав их, выбирают самый звучный, дающий резкий звук, который в тихую погоду слышен за 4 — 5 км от места ловли. Некоторые даже испытывают квоки вдвоем: один ударами по воде издает звуки, а второй на удалении 8 — 10 м погружается в воду-и прослушивает их. В воде звук хорошего квока пронзительный, режущий уши, имеет большое сходство со звуком, который слышит погрузившийся в воду человек, когда ударяют камнем о камень. Добившись хороших результатов, старайтесь запомнить положение руки с квоком и соответствующие движения. После упорной' и настойчивой тренировки от чрезмерных ударов в руке появится боль, но она сразу забудется в радостный момент первой поклевки. А в дальнейшем вы будете смотреть на свой первый квок. так же, как охотник на любимое ружье.
Считалось, что квок издает звуки, которые отдаленно напомним-ют лягушачье кваканье.
Ихтиологи записали звук квока с-помощью, аппаратуры, а затем расшифровали. Оказалось, что звуки квока грубо имитируют звуки захвата сомом пищи. Звуки же кваканья лягушек, которые очень похожи на звуки квока в воздухе на слух, в воде сильно между собой различаются. В связи с этим считается, что квок основан на имитации звуков захвата сомом пищи и оказывает свое действие ка внутривидовой сигнал о наличии пищи.
Рис. 271. Схема движения квока: 1—исходная позиция; 2—положение, при котором с поворотом плеча движение ускоряется; 3-ручка квока принимает горизонтальное положение;.4— последняя стадия движения квока, когда «пятачок» выходит из воды
Механизм возникновения звука следующий. Двигаясь в воде, «пятачок» играет роль кавитатора. Это означает, что при движении в воде за ним возникает газовый пузырь — каверна (аналогично тому, если в воде быстро провести руку). Когда «пятачок» выходит из воды, каверна, сообщаясь с атмосферой, лопается за счет выталкивающих сил воды и создает в воздухе и в воде акустическую волну.
Чтобы максимально помочь при освоении этого спосора ловли, можно схематично изобразить движения квока, однако необходимо иметь в виду, что схема имеет определенную степень условности и в первую очередь передает характер процесса (рис. 271).
Квок берут в руку таким образом, чтобы его ручка составляла с предплечьем угол в 45—50°. Исходная позиция — положение 1 на рис. 271. Затем руку разгибают (плечо пока неподвижно) и квок входит в воду.. Делается это не очень резко, но решительно. От положения 2 плечо начинает поворачиваться, движение ускоряется и, наконец, ручка квока принимает горизонтальное положение 3. В этот момент начинает работать кисть, которая резко поворачивается, способствуя быстрому выходу «пятачка» из воды. Положение 4 — конечное (если бы не было поворота кисти, квок занял бы положение, показанное штриховой линией).
Выработав элементарные навыки, технику можно разнообразить. Если плечо остается неподвижным и работает в основном кисть, звук получается звонче. При размашистом и углубленном движении он глуше. Так что пользуясь даже одним квоком, можно в некоторых пределах .варьировать высоту звука. Но в наибольшей степени она зависит от площади «пятачка». Какой высоты звук для сома более привлекателен, можно узнать только практически. Опытные рыболовы, использующие квок, обычно делают несколько квоков и, опробовав их, выбирают самый звучный, дающий резкий звук, который в тихую погоду слышен за 4 — 5 км от места ловли. Некоторые даже испытывают квоки вдвоем: один ударами по воде издает звуки, а второй на удалении 8 — 10 м погружается в воду-и прослушивает их. В воде звук хорошего квока пронзительный, режущий уши, имеет большое сходство со звуком, который слышит погрузившийся в воду человек, когда ударяют камнем о камень. Добившись хороших результатов, старайтесь запомнить положение руки с квоком и соответствующие движения. После упорной' и настойчивой тренировки от чрезмерных ударов в руке появится боль, но она сразу забудется в радостный момент первой поклевки. А в дальнейшем вы будете смотреть на свой первый квок. так же, как охотник на любимое ружье.
Зачем разбавлять краску водой видео
Теги блога книга рыболова любителя книга рыболова любителя, рыбалка, как ловить рыбу,, рыбалка, разговоры о рыбалке, рыболов любитель, удочка для рыбалки
Комментариев нет:
Отправить комментарий