По своей конструкции лодки бывают переносные, к которым. относятся резиновые надувные, разборные, состоящие из каркаса, обтянутого водонепроницаемой материей, а также сделанные из автомобильных и волейбольных камер, и обычные деревянные.
Надувные резиновые лодки. Надувные одноместные лодки не очень удобны. Основной недостаток их заключается в том, что они небезопасны. Изготовленные из тонкой прорезиненной материи они могут быть легко прорваны каким-либо предметом с острыми углами и даже рыболовным крючком. Бывали случаи, когда такая лодка неожиданно лопалась от расширения заключенного в ней воздуха, нагретого солнечными лучами, и рыболов оказывался в воде. Кроме того, в ней очень неудобно сидеть. Днище ее как бы прилипает к ногам, и какое бы положение ни принимал рыболов, материя не отстает от ног. Из-за очень низкой посадки она ограничивает видимость поплавка.
Многоместные надувные лодки более надежны. Их делают из более толстой ткани. Они имеют высокие борта и поэтому более удобны, но при движении против ветра требуют значительных физических усилий.
Вполне пригодной для ужения является двухместная надувная лодка марки ЛГН. Ее размер 1x2,20 м, допускаемая грузоподъемность 200 кг, вес 13 кг. Баллон лодки имеет два отсека, поэтому авария почти исключена. Во избежание чрезмерного накачивания баллон снабжен предохранительным клапаном. Имеются ножной насос; разборные весла и два надувных спасательных круга в качестве сидений и палатка на случай дождя, устанавливаемая на лодке. Каркасом для палатки служат весла. В таблице ниже даны основные данные лодок промышленного производства.
Ремонт резиновых лодок. Надувная лодка в процессе эксплуатации может получить различные повреждения: проколы, разрывы, сдиры бортов и днища. Как только вы обнаружили, что лодка неисправна (вода поступает в кокпит, борта .не держат воздух), нужно немедленно добраться до берега и внимательно осмотреть ее.
Прежде всего необходимо хорошо накачать отсеки воздухом. Иногда место повреждения можно определить по шипению, с которым воздух выходит из борта. Если повреждение не удалось обнаружить, поочередно покройте с помощью губки мыльной пеной все поверхности наполненных отсеков лодки. Там, где есть утечка воздуха, мыльная пена пузырится. Поврежденное место пометьте шариковой ручкой, чтобы потом легко найти его.
Осмотр лодки лучше начинать с зоны расположения клапанов. Затем, перевернув лодку кверху дном, тщательно просмотрите днище и места его соединения с бортами. Даже если место повреждния определено, не спешите заканчивать осмотр лодки: на ней могут быть сдиры, потертости, отслоение заделочных лент и резиновых деталей. Только после того как осмотрена вся лодка, можно приступать к ремонту, выпустив из нее воздух.
Существуют два основных способа ремонта — холодный и горячий. Холодный ремонт- может быть осуществлен в домашних и даже' в походных условиях.
Для. работы нужны ножницы, ролик и диск для прикатки (вместо них-можно использовать подходящий предмет цилиндрической формы), наждачная бумага для зачистки резинового слоя ткани, кисточка для нанесения клея, растворитель и резиновый клей, который! хранится в герметически закрытой таре. Лучше использовать клей, входящий в комплект запасных частей и принадлежностей к лодке (ЗИП).
Резиновые клеи представляют собой растворы каучуков или не-вулканизированных резиновых смесей в органических растворителях. Вполне доступны клей резиновый (марки А и Б), 4010, 4508, 83Н, 4НБУВ; иногда для ремонта надувных лодок используются самовулканизирующиеся клеи холодного отвердения СВ-1, СВ-1-5, СВ-1М, СВ-1-5М, которые получаются при смешивании клея 4508 с раствором вулканизирующего агента клея «лейконат» или «лейконат М». Перед употреблением клей размешивают и взбалтывают; если он слишком густой, его разводят растворителем.
Проколы, сдиры, небольшие разрывы бортов и днища ремонтируют, накладывая на повреждение заплату (усиление) круглой или овальной формы. Усиление должно быть шире поврежденного места на 25—30 мм в каждую сторону. Если разрыв большой, то его сначала зашивают капроновыми нитками, В этом случае форма заплаты должна повторить форму разрыва: углы ее необходимо закруглить, чтобы они не открывались при эксплуатации надувной лодки.
В качестве заплаты рекомендуется использовать материал, входящий в комплект ЗИП или идентичный тому, из которого сделана лодка. Рекомендуется брать с собой в поход несколько отшерохован-ных лоскутков для заплат или кусок отшерохованной ткани, из которой на месте можно вырезать заплату нужных размеров и формы, Отрезки ткани должны быть упакованы в полиэтиленовый пакет.
Склеиваемые поверхности лодки и заплаты надо зачистить крупнозернистой наждачной бумагой (при ее отсутствии можно шерохо-вать верхний слой резины ножом, но очень осторожно, чтобы не проколоть прорезиненную ткань и не задеть текстильную основу). Затем поверхности протереть растворителем (бензином или этилаце-татом), который очищает от пыли, образовавшейся при шероховке, обезжиривает и способствует набуханию резинового слоя ткани. Если нет растворителя, то промыть ткань можно чистой водой, однако прочность склеивания в этом случае меньше.
Поверхности нужно хорошо просушить и нанести на них кисточкой тонкий ровный слой резинового клея. Через 10—15 минут, когда клей перестанет прилипать (это можно проверить лезвием ножа), нанести второй слой и дать ему высохнуть настолько, чтобы при касании ножом прилипание едва ощущалось. Нельзя дышать на смазанную клеем поверхность, чтобы ускорить испарение растворителя, так как влага от дыхания ухудшает прочность склеивания. Заплату взять за края и, не касаясь руками склеиваемых поверхностей, наложить точно на поврежденное место. После того как обе поверхности соприкоснулись, изменить положение заплаты очень трудно, сеять ее можно только рывком. Когда заплата наложена, ее надо прижать рукой, разгладить от середины к краям и прикатать роликом. Если под заплатой оказался пузырь воздуха, его нужно осторожно выдавить наружу. Затем заплату следует посыпать тальком, чтобы к ней не прилипали другие куски материи. Ремонт рекомендуется производить при температуре не ниже 1б°С.
Если ремонт приходится делать в походных условиях, то в хорошую погоду лодку надо поместить в тень, так как на солнце клей быстро образует пленку. В ветреную или дождливую погоду ремонтировать лучше в закрытом помещении (например, в палатке, чтобы защитить склеиваемые поверхности от попадания влаги или соринок).
Ремонт отслоившихся заделочных лент и резиновых пресс-деталей проводится также холодным способом,
Для более прочного склеивания не следует наполнять лодку воздухом в течение суток после ремонта (в походных условиях не менее 3 часов).
Если требуется заменить полотнища, отремонтировать перегородки, заделать большие разрывы нескольких отсеков, расслоение швов, необходимо отправить лодку на завод-изготовитель или в специализированную мастерскую.
Горячий способ применяется при нарушениях (негерметичности) стыковки бортов, в местах приклейки перегородок, отслоении ленты (регулятора) бортов. Такой ремонт осуществляют также на заводе или в специализированной мастерской, где есть соответствующее оборудование и материалы.
Хранение надувной лодки. Надувная лодка при неправильном хранении очень быстро выходит из строя.
. Закончился сезон ловли на открытой воде — важно создать оптимальные условия хранения надувной лодки, тем самым вы продлите срок ее эксплуатации. Что для этого нужно сделать?
Прежде всего удалите песок, скапливающийся между надувными бортами и днищем, и тщательно вымойте лодку. Для этого, наполнив ее воздухом, установите в наклонном положении таким образом, чтобы вода стекала с нее. Удалите с корпуса соль, траву, ил, тину, масло от горючего. Пятна, образовавшиеся за сезон, не только ухудшают внешний вид судна, но порой маскируют серьезные повреждения. Обычно пятна удаляют с помощью воды и мыла или какого-либо неабразивного чистящего средства. Нельзя применять для этой цели бензин или другие органические растворители.
Затем просушите лодку, обратив особое внимание на ленту (регулятор), соединяющую борта и днище, для чего выпустите из лодки воздух и выверните ее днищем наружу. Чтобы удалить воду или конденсат внутри бортов, оставьте клапаны на некоторое время вывернутыми. После того как лодка полностью просохла, внимательно осмотрите ее, отметьте все места, гле резина растрескалась или имеются потертости. Обнаружив даже небольшие повреждения, сразу же произведите ремонт, не откладывая его до весны.
Затем засыпьте немного талька внутрь камер и слегка посыпьте им лодку снаружи.
Хранить лодку рекомендуется в развернутом виде, лучше в немного наполненном состоянии. Если такой возможности нет, ее хранят в чехле. Перед упаковкой. сложите ее как можно свободнее, чтобы предотвратить появление трещин на сгибах (чем больше радиус закругления на сгибе, тем меньше вероятность появления трещин). С этой же целью один раз в три месяца полезно лодку переуложить, обращая внимание на то, чтобы старые сгибы не совпадали с новыми. Одновременно следует проветрить внутреннюю поверхность камеры, сменив в ней воздух два - три раза.
Сиденья, весла, мех и другие комплектующие детали перед упаковкой также нужно тщательно очистить, промыть и просушить. Шланг меха желательно хранить в расправленном состоянии, не допуская его перегибов.
Лодку следует держать в сухом помещении, при температуре воздуха от 0 до 25° и относительной влажности 30—30%. Она должна быть защищена от прямых солнечных лучей и находиться на расстоянии не менее 1 м от нагревательных приборов.
На лодку не должны попадать масло, бензин, керосин, щелочи и другие химически активные вещества, разрушающие резиновый слой и текстильную основу ткани.
Лодки из дерева. Самыми, надежными являются обычные деревянные лодки. По форме они разделяются на плоскодонные и килевые. Плоскодонные лодки привлекают не столько своими положительными качествами, сколько простотой конструкции. Осебенно это важно для тех, кто мастерит.
В какой-то мере плоскодонка оправдывает себя только на небольших речках или малых прудах и озерах, но требованиям, предъявляемым к лодке на широкой, реке или- большом водоеме, не отвечает. Даже в тихую погоду она неустойчива на курсе, а при свежем ветре сильно дрейфует и рыскает, поэтому нужны сноровка и большие усилия, чтобы плыть в определенном направлении. Это объясняется тем, что из-за неглубокой осадки и отсутствия киля плоскодонка почти не' имеет бокового сопротивления.
Лучшей считается широкая, длинная (не менее 3,5 м) плоскодонная лодка с низкими, в две-три доски бортами. Она устойчива. Корма и нос ее одинаково острые. Днище овальное, с выгибом к бортам. Благодаря такой конструкции струя воды, вырывающаяся из-под лодки, почти не образует водоворотов, поэтому с нее можно удить любой снастью.
Более удобна и лучше по качеству обыкновенная прогулочная шлюпка. Она остойчивее, благодаря килеватости хорошо держится на курсе, легче справляется с волнением (рис.50 а).
Килевые лодки отличаются быстроходностью и требуют меньших усилий гребца, но все же они не очень устойчивы. Кроме того, на них трудно проходить перекаты. С таких лодок ловят поплавочной удочкой и в проводку лишь на медленном течении, так как сильная струя, вырываясь из-под киля, образует на большом расстоянии водовороты, мешающие ужению и делающие поклевки малозаметными.
Самой удобной и лучшей во всех отношениях надо признать легкую шлюпку типа «Фофан».
«Фофан»-двойка при длине 4,5 м имеет, ширину.по борту 1,43— 1,48 м. Такое соотношение (3:1) обеспечивает очень хорошую остойчивость, большую грузоподъемность, незначительную осадку и удобство размещения в лодке (рис. 50 б).
Рыболовы, живущие близко от водоема, могут пользоваться для своих походов фанерными байдарками, которые довольно просты. Байдарка обладает быстрым и легким ходом; при желании ее можно оснастить парусом. Вес фанерной байдарки не превышает 16— 20 кг, так что доставка ее до водоема и обратно не так уж обременительна. Грузоподъемность байдарки около 250 кг, в ней могут разместиться два человека (рис. 50 в).
Основным неудобством байдарок при рыбной ловли является их малая
остойчивость. Однако этот недостаток легко устранить, изготовив специальное
приспособление, око делает байдарку более остойчивой и предохраняет ее от
опрокидывания. Приспособление состоит из двух воздушных баллонов, которые
крепятся на лопасти весел и выносятся за борт на воду. При крене баллон по
мере погружения в. воду оказывает возрастающее сопротивление и возвращает
лодку в первоначальное положение (рис. 51).
Для баллонов берут два прямоугольных куска прочной ткани (плащ-палатка,
бязь, суровое полотно) размером по 65x90 см. На оба нашивают карманы, петли
и лямки. Затем каждый прямоугольник сшивают в виде рукава, подшивают
широким швом, в который продевают тесьму или шнурок для вздержки, и с обеих
сторон •пришивают круглые клапаны. Поместив в каждый цилиндр по две камеры
от баскетбольных мячей, наполняют их воздухом, берут края на вздержку, и
баллоны готовы. Затем баллоны закрепляют на лопастях весел. Непосредственно
за спиной гребца к планкам комингса прикрепляют петли, которыми весла
пристегиваются к комингсу (рис. 52).
Снятые с весел баллоны помещают в носу и корме байдарки под палубой. Они обеспечивают непотопляемость при аварии.
В настоящее время все более широкое распространение получают легкие разборные лодки. Преимущество этих лодок в их транспортабельности. Имея, разборную лодку, рыболов, подобно туристу, может отправиться на рыбалку в любое место, на любом виде транспорта (рис. 50).
Разборные лодки можно разделить на два типа: каркасные с. мягкой оболочкой и жесткие, собирающиеся из нескольких отсеков.
Конструктивно жесткая разборная лодка делится на несколько отсеков с таким расчетом, чтобы самый большой отсек имел габариты, наиболее удобные для транспортировки. Размеры остальных корректируются так, чтобы они последовательно могли поместиться друг в друге. В сложенном виде должна получиться компактная пачка, по длине и ширине не больше самого большого отсека и лишь немного превышающая высоту ее бортов.
Обшивка каждого отсека крепится прочным шпангоутом. Для достижения водонепроницаемости на наружные боковые стороны шпангоутов наклеиваются полоски мягкой резины. При сборке соответствующие шпангоуты прикладываются друг к другу и соединяются болтами. Обшивка ставится в большинстве случаев фанерная.
Как осмолить лодку. Деревянную лодку — моторную и весельную — необходимо осмолить.
Нередко смоление пытаются заменить шпаклевкой и окраской, что почти всегда гарантирует протекание лодки, как и неправильная осмолка ее.
Лодку прежде всего необходимо высушить, очистив от грязи, иначе к ней не пристанет смола. Затем варят одно-два ведра смолы до тех пор, пока она не станет жидкой, как молоко. Пока варится на костре смола, лодку изнутри обливают бензином с растворенной в нем смолой. Этот насыщенный смолою раствор, высохнув, не растапливается на солнце, рук и одежды не пачкает. Если кое-где, обычно по углам, дерево лодки все же сыровато, то это место слегка поливают бензином и поджигают его. Когда дерево посветлеет, т. е. высохнет, огонь гасят.
Если смола очень хрупкая, то в ведро с нею добавляют мазут или отработанное машинное масло, отчего смола становится более вязкой. Жидкую смолу, зачерпнув ковшиком, льют по бокам и по дну лодки, размазывая деревянной лопаточкой. Особое внимание обращают на просмоление щелей, носа и кормы.
Раствор смолы в бензине, глубоко пройдя в дерево, высыхает через несколько часов.
Чтобы на солнце дно лодки не трескалось, его устилают рогозом, кугой.
Таким образом осмоленная лодка не потечет, в ней можно удить даже в домашних тапочках.
Какой металлоискатель купить видео
Теги блога книга рыболова любителя книга рыболова любителя, рыбалка, как ловить рыбу,, рыбалка, разговоры о рыбалке, рыболов любитель, удочка для рыбалки
Комментариев нет:
Отправить комментарий